Ребенок не разговаривает в 3 года – почему и как исправить

62

Человеческая речь – это основной инструмент коммуникации. Человек начинает разговаривать несложными предложениями уже в трехлетнем возрасте. Его словарный запас должен быть довольно обширным, со сложными словами. Наличие речи является подтверждением нормального физиологического и психологического развития.

Но бывают ситуации, когда к трем годам ребенок не говорит. Это вызывает беспокойство у родителей и воспитателей. В статье будет написано, почему такое бывает и как решить проблему.

Почему именно 3 года – важнейший этап развития речи

Первые годы жизни любого малыша – это важнейшее время развития. К этому возрасту формируются области головного мозга, которые отвечают за речевые функции.

Дети изучают основные грамматические формы, учат новые слова, начинают составлять предложения. Именно в 3 года можно устранить появившиеся проблемы речи. Если в это время не начать грамотную корректировку, позже устранить проблемы будет сложно.

развитие речи у ребенка

Исследователи подтверждают, что во время развития центральной нервной системы можно тренировать функции мозга. Положительное развитие длится до пятилетнего возраста, и именно сейчас возможно предпринять важнейшие действия для развития речевого аппарата.

Полезно знать: Почему ребенок скрипит зубами во сне?

Основные этапы развития речи человека

Человеческий организм хоть индивидуален, но общие стадии развития одинаковы. Можно выделить несколько этапов:

  • Подготовительный. Он длится с появления на свет и до одного года. Ребенок притягивает интерес плачем, лепетом. В 12 месяцев малыш уже может выдавать основные короткие фразы или отдельные слова.
  • Преддошкольный. Это период от 1 до 3 лет. Слова порывистые, нечеткие, предложения небольшие. Малыш может сформулировать свои пожелания или впечатления, знает, как его зовут и сколько ему лет.
  • Дошкольный. С 3 до 7 лет. Создается правильное произношение звуков. Ребенок может складывать небольшие повествования. Словарный запас в это время составляет около 6000 слов.
  • Школьный. Речь улучшается, расширяется словарный запас.

Каждый из этих этапов важен, но именно до 3 лет можно найти проблему и устранить ее.

Что должен уметь говорить малыш в 3 года?

Прежде чем диагностировать проблемы с речью, нужно понять, что именно дети должны уметь в 3 года.

Нормы детской речи подразумевают следующее:

  • ребенок должен активно использовать от 250 до 1000 слов;
  • он знает, какого он пола, сколько ему лет и как его зовут;
  • начинает склонять слова, составлять предложения;
  • длина предложений – не менее 3 слов;
  • в словарном запасе появляются сложные слова – прилагательные, местоимения;
  • начинает считать предметы;
  • слушают, как им читают книги, запоминают стихи и сказки, пересказывают их взрослым;
  • могут выполнить сложную инструкцию – «убери тарелку со стола», «поставь книгу в шкаф».

Дети развиваются индивидуально, но нормы должны примерно соблюдаться. С возрастом ребенок получает новые умения, и его фразы становятся более грамотными и сложными.

Если ребенок говорит в 3 года хуже сверстников, нужно провести диагностику у специалиста. Врач определит причину и назначит соответствующее лечение.

Признаки задержки речи

Ребенок в маленьком возрасте стремится общаться с родителями и другими близкими людьми. Если этого не происходит, родителям нужно насторожиться.

Признаки, на которые стоит обратить внимание в речи:

  • ограниченный лексикон;
  • невнятная речь;
  • искажение звуков;
  • использование коротких фраз;
  • не откликается на имя, не выполняет просьбы, не может назвать свой возраст.

Отсутствие речи или проблемы с ней могут быть симптомом различных заболеваний.

Причины, по которым ребенок не разговаривает в 3 года

Специалисты выделяют несколько групп причин, по которым у ребенка могут быть проблемы с речью. К ним относятся физиологические, психологические и социальные причины.

Физиологические причины:

  • заболевания мамы во время беременности, передозировка лекарствами, недостаток кислорода;
  • родовые травмы, патологии;
  • недоношенность;
  • травмы головы, сотрясения мозга;
  • тяжелые врожденные заболевания, приводящие к задержке развития;
  • наследственность;
  • проблемы в развитии губ, языка, неба;
  • проблемы со слухом;
  • аутизм.

К психологическим проблемам относятся:

  • проблемы между родственниками;
  • стресс, испуг;
  • непонимание и отсутствие эмоциональной взаимосвязи;
  • недостаток общения с близкими;
  • излишняя опека;
  • попытки научить разговаривать через силу.

Социальные проблемы, вызывающие проблемы с речью:

  • неполная семья;
  • нездоровое поведение близких.

Причину проблем с разговором должен устанавливать специалист. Родителям следует отвести малыша на консультацию к лору и невропатологу. Также нужно обследоваться у логопеда и психолога.

Как помочь малышу?

Если ребенок не говорит в 3 года или у него есть проблемы, в первую очередь нужно пройти обследование у врачей. Только они смогут сказать, есть ли проблемы со здоровьем, влияющие на развитие речи.

комаровский развитие речи ребенка

Если врачи исключат причины, связанные со здоровьем, значит, с малышом все в порядке. Возможно, он просто молчаливый или скромный – такие дети долго могут общаться невербально, а потом сразу разговаривать сложными фразами. Молчаливые дети прекрасно понимают, что им говорят, реагируют на просьбы родителей.

Помочь заговорить молчаливому ребенку могут родители. Важно наладить эмоциональный контакт с малышом. Нужно учиться понимать ребенка, не давить на него и не требовать сразу начать разговаривать. Взрослые должны признать, что есть сложности с разговором, и постепенно решать их.

К каким специалистам обратиться?

Если у родителей есть подозрения в физиологической причине неразговорчивости, нужно пройти обследование.

Родители должны записать ребенка на прием к следующим докторам:

  • педиатр – он даст оценку общему состоянию здоровья и по результатам анализов выдаст направление к нужным врачам;
  • невролог – проверит состояние высших психических функций, назначит обследования;
  • лор – посмотрит, в норме ли слух;
  • логопед – протестирует уровень речевого развития;
  • психолог – определит, есть ли у ребенка психологические травмы, мешающие речи.

Врачи могут назначить медикаментозное лечение. К ним относятся средства, стимулирующие область, отвечающую за речь. Ребенка могут отправить на занятия к психологу или логопеду.

Первый поможет решить психологические проблемы, а второй предложит логопедические занятия. Могут быть назначены и физиологические способы – иглорефлексотерапия, светолечение.

Как развивать речь ребенка?

Помочь ребенку заговорить можно различными способами. К ним относятся игры и развитие мелкой моторики, игровая форма обучения, специальные коррекционные занятия.

Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики

Речь и руки напрямую связаны в человеческом организме. В области головного мозга отделы, отвечающие за речь и действия руками, находятся рядом. Это значит, что упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, будут задействовать отделы мозга, отвечающие за развитие речи.

В возрасте 3 лет для тренировки подойдут все упражнения, которые включают в себя манипуляции с деталями и небольшими предметами. Упражнениям нужно уделять по 10 минут каждый день. Ребенок должен получать удовольствие от занятия.

Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики

Отличными упражнениями будут лепка, рисование, рукоделие, собирание конструкторов. Наборы «Лего» с мелкими деталями помогут ребенку развиваться и играть. Надо приучить малыша самостоятельно застегивать пуговицы. Помогает и нанизывание бисера на нитку или игра с некрупными камнями или ракушками.

Важно. Стоит уделить внимание и массажу рук и пальцев. Его выполняют перед сном. Ладонь ребенка нужно поглаживать кончиками пальцев снизу вверх, затем выполнять круговые движения, постепенно переходя на тыльную сторону.

Можно сделать растирающие движения с использованием детского крема. Игровой альтернативой массажу может служить теневой театр пальцами. Вместе с ребенком можно показывать сказки, показывая пальцами различных персонажей.

Общение и игры

Разговоры с ребенком – обязательная часть воспитательного процесса. Его нужно подталкивать к диалогу и не обижаться, если малыш не отвечает. Можно задавать вопросы, требующие выбора – это подтолкнет ребенка к ответу. За произнесенные фразы малыша нужно похвалить.

Совместное чтение книжек пополняет словарный запас малыша. Лучше покупать книги с яркими иллюстрациями, которые привлекают внимание детей. Можно учить с ребенком понравившиеся стихотворения и отрывки сказок, проговаривать все предложения, давая возможность проговорить последнее слово в строке. Это поможет малышу стать более разговорчивым.

Артикуляционная гимнастика помогает не только разговориться, но и решает логопедические проблемы. Вытягивание губ трубочкой, улыбка, круговые движения языком – это все поможет начать говорить в игровой форме. На упражнения нужно тратить минимум 5 минут в день.

Коррекционные занятия

На них отправляет логопед после диагностики. Организуются специальные группы для детей с одинаковыми проблемами, в которых малыши поют, проговаривают стихи, делают упражнения.

Все действия направлены не только на развитие речи, но и на координацию движения, артикуляцию, развитие чувства ритма и музыкального слуха. Дети общаются друг с другом, что благоприятно сказывается на их развитии.

Заключение

Речь является важным способом взаимодействия людей. Она развивается в малом возрасте, и уже к трем годам малыш должен уметь общаться вербальным способом. Если ребенок не говорит до 3 лет или есть проблемы с речью, нужно обратиться к специалисту.

Врачи определят истинную причину проблемы и назначат соответствующее лечение. Если же проблем со здоровьем не обнаружено, развитием речи занимаются родители и воспитатели. Нужно наладить контакт с ребенком, изучать слова в игровой форме, делать упражнения на моторику.

Все эти способы помогут развить речь малыша. Главное, чтобы на каждом этапе рядом с ребенком были близкие, которые закрепляли бы результат дома.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here